Узлы и комплектующие:  «Ремонт шпоночного паза»


Выбраковочные признаки шпоночных соединений:

• наличие трещин, надрывов на шпонках и поверхности шпоночных пазов;
• износ по ширине или глубине;
• наличие мелких повреждений поверхностей.
При наличии на шпонках и в пазах трещин, надрывов, изломов шпонки и валы (ступицы) заменяются, ремонту не подлежат.
При износе шпоночного паза по ширине более 0,06 мм паз подлежит ремонту. Шпонки заменяются.
При ремонте шпоночного паза допускается увеличение его ширины на 10% от номинального размера. При этом шпонка изготавливается и пригоняется по фактическим размерам с посадкой в ступице рабочего колеса по Js 9/h9 или Д10, шкива, муфты – по Js9/h9, на валу – соответственно по N9/h9 или H9/h9.
При невозможности восстановления шпоночного паза на старом месте допускается изготовление нового паза под углом 90-120 по отношению к старому с сохранением требований к размерам, допускам шероховатости. Конденсаторы напряжения (сколы, трещины) на старом пазе должны быть удалены путём механической обработки.
Предельные отклонения глубины пазов на валу и втулке:
+0,1 мм для диаметров до 22 мм;
+0,2 мм для диаметров свыше 22 до 130 мм.
При изготовлении новых шпонок размеры, предельные отклонения и посадки должны соответствовать ГОСТ 23360-78 «Шпонки призматические».
Материал шпонок – сталь чистотянутая для шпонок с временным сопротивлением разрыву не менее 590 МН/м2(60 кгс/мм2) по ГОСТ 8787-68.
Перекос оси паза не более 0,05 мм, смещение относительно оси вала – не более 0,05-0,1 мм.
Мелкие повреждения рабочих поверхностей и кромок шпонок и пазов – вмятины, риски, задиры – устраняются слесарной обработкой (зачисткой).